Новости

Что нужно, чтобы конкуренция отечественных и зарубежных производителей на рынке спецтехники была добросовестной?

В последнее время постоянно говорят об импортозамещении в разных сферах. Рынок спецтехники, которая используется в значимых для страны отраслях, нуждается в модернизации и обновлении. В настоящее время он представлен преимущественно иностранными производителями, с которыми трудно конкурировать отечественным компаниям. Прежде всего бросается в глаза экспансия китайских поставщиков, которые пришли на смену западным коллегам, покинувшим Россию после введения санкций. Это вызывает обеспокоенность и ребром ставит вопрос о том, как переломить ситуацию в нашу пользу и начать добросовестно соперничать с зарубежными брендами.

Заместитель генерального директора Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш») Вячеслав Пронин считает, что не обойтись без мер поддержки от государства. На данный момент уже сделано много и это работает, но требуется больше. И для нормального конкурентного рынка еще далеко. Потребуется время, чтобы это изменилось. Время и некоторые усилия со стороны всех заинтересованных в развитии внутренней промышленности лиц.

Лучшая защита любого рынка — импортная пошлина. Однако после вступления в ВТО ввести ее стало невозможно. Квази-пошлиной является утилизационный сбор. Он нужен, чтобы уравнять цены на внутреннем рынке. И его необходимо повысить, так как в противном случае наши цены становятся выше, например, китайских. Дело в том, что у компаний из-за рубежа имеется эффективная господдержка. Так субсидии в Китае включают снижение и даже полную отмену налогов, прямые транши, госзакупки по высоким ценам. Это позволяет демпинговать. Ценовое равенство между нашими и их компаниями нарушается.

Управление ценами на рынке — это важно. Но едва ли не большее значение имеет техническое равенство. Тот, кто использует более новые технологии, должен иметь преимущество. В противном случае рынок наполняется некачественной продукцией. Вот почему требуется усиление технического регулирования, включающего в себя честную сертификацию. Как минимум, уровень спецтехники обязан соответствовать нескольким общим для всех критериям. Без этого никак, убежден эксперт.

И это не все, что требуется. Программы субсидирования отечественного производителя уже созданы. Их нужно продлевать и совершенствовать. Требуется прицельно заняться развитием производства и локализацией комплектующих. Минимальные требования локализации прописаны в соответствующем постановлении Правительства. Существует Фонд развития промышленности. Его задача в поддержании проектов, направленных на углубление локализации. Конечно, все это требует денег. И они выделяются, что дает надежду на хорошие перспективы в области производства спецтехники и комплектующих, а также наполнение отечественной продукцией российского рынка.

Увы, на данный момент количество машин, выпускаемых на наших заводах, не способно полностью удовлетворить спрос эксплуататоров. Особенно недостача заметна в сегментах, где представлены гусеничные и колесные экскаваторы, фронтальные погрузчики и катки. А дорожные фрезы, бетонные укладчики мы и вовсе раньше не производили. Этот сегмент сейчас только начинает свое развитие.

Получается конкурировать с «китайцами» на собственном рынке в теории для нас возможно, но на практике — случится это еще не сейчас. Однако перспективы просматриваются, и они позволяют питать надежду на эффективное импортозамещение в недалеком будущем. Главное, чтобы о новинках российской спецтехники своевременно узнавали потребители. Вот почему так важно участвовать в выставках внутри страны и за рубежом, устраивать конференции, где каждый производитель может представить свой товар.