Новости

От револьвера до дорожно-строительной техники

История создания бульдозера уходит своими корнями к тракторам, первые прототипы которых появились еще в 1850 году. Это были локомобили, придуманные англичанином Уильямом Говардом. Вскоре порядка двух тысяч таких машин выехало на поля Великобритании. Ни о каких бульдозерах тогда еще не слышали. Вернее, слышали, но имели ввиду совсем не то, что мы сейчас. В 1886 году этим термином называли не специализированную технику, а револьверы большого калибра. Чуть позже, к конце века, он распространился на все, что имело достаточно большую силу, чтобы что-либо куда-либо протолкнуть. А бульдозеров в нашем современном понимании по-прежнему не существовало...

Настоящие бульдозеры, то есть строительная техника на основе трактора, к которому тем или иным способом крепится специальное оборудование, появились только в 1921 году. И все же не с этого момента надо начинать обсуждение их истории.

Как уже было сказано, в 1850 году локомобили, прародители тракторов, стали использоваться в Англии. А в 1879 году некий крестьянин по имени Федор Блинов из Саратовской губернии получил "привилегию" (читай — патент) на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Это был довольно интересный образчик предка трактора, который функционировал на паровой машине с мощностью 20 лошадиных сил. Вот только он не прижился. Изобретение Блинова не нашло применения ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и так и осталось лишь одной из вех в истории развития специализированной техники. На долгое время в России об изобретении и производстве тракторов забыли. Работа шла по старинке, и если кого-то это не устраивало, ничего изменить он все равно не мог.

А вот "за бугром" думали о том, как облегчить человеческий труд. И паровой двигатель все же был прилажен к трактору на гусеничном ходу. Это случилось в 1904 году. Модель, появившаяся на американском рынке называлась трактор Холта. Дальше дело пошло бодрее, и инновации стали рождаться гораздо чаще. Уже в 1906 году гусеничные тракторы заработали на бензине. А в 1921 году случилось это — первый бульдозер увидел свет, что стало результатом совместных трудов двух изобретателей из США Даниеля Беста и Бенджамина Хольта, которые придумали установить на трактор бульдозерное оборудование. Кстати, эти два человека основали компанию, отлично знакомую современниками и очень уважаемую профессионалами. Она называется "Caterpillar", с английского слово переводится как "гусеница". И, наконец, последнее глобально обновление случилось в 1931 году, когда бульдозеры вместо обычного бензина начали использовать дизель.

Что потом? Модели постоянно обновлялись и совершенствовались. Этот процесс идет и по сей день. Для того, чтобы инновационные бульдозеры, которые сейчас предлагаются на мировом рынке, стали реальностью, потребовалось последовательно изобрести новые приводы хода, гидродинамическую и гидростатическую трансмиссии, гидравлический привод навесного оборудования и сенсорные системы для управления бульдозером.

Сегодня российские эксплуататоры предпочитают бульдозеры от таких производителей как "Caterpillar", "Komatsu", "Промтрактор" (Четра), "Shantui", "Dressta", "Liebherr", "ЧТЗ-Уралтрак". Но есть и другие альтернативы, которые также популярны и зачастую не хуже.