Скрепер — это землеройно-транспортная техника, которая нужна для послойного срезания различного вида грунтов (чернозем, кварцевый песок и так далее), их перевозки, уплотнения и отсыпки. Довольно часто скреперы используют при строительстве дорог и инфраструктурных объектов, к которым относятся аэродромы, нефтегазопроводы, каналы, промышленные площади и другие. Такие машины могут быть прицепными и самоходными. Разные модели отличаются друг от друга вместимостью и конструкторским решениям ковша, способам загрузки и выгрузки грунта, а также рядом иных характеристик.
Первые скреперы появились еще в XVIII веке. Это была колесная техника на конной тяге, которой стали активно пользоваться в семидесятые годы. Во второй половине XIX века колеса стали металлическими и начали крепиться к оси. В то же время лошадей заменили колесными тракторами. Управление нехитрыми машинами осуществлялось посредством множества рычагов, образовывавших единую систему. Скрепер с гидравлическим управляемым ковшом был придуман в Америке инженером Т. Шмейзером (ковш объемом 5,4 кубических метра функционировал от колес трактора). Спустя семь лет скреперы попробовали соединить с колесной машиной Ford T с широкими покрышками. А еще через пять лет сконструировали четырехколесный скрепер "Гон-Дола".
В двадцатые годы прошлого столетия использовали как двух, так и четырехколесные скреперы. К колесам крепился открытый спереди ковш. Когда он наполнялся, срезанный грунт поднимался, создавая призму волочения. Тяговое усилие возрастало, что ставило конструкторов перед непростой задачей — снизить этот показатель. Для этого требовалось изменить существовавшие системы управления ковшом. Собственно, именно это и стало основой развития данного вида спецтехники.
В 1933 году появился телескопический ковш. Его передняя часть была стационарной, а задняя — двигалась по раме, чему способствовал канатный механизм, запускаемый от лебедки трактора. Спустя четыре года специалисты выпустили на рынок полуприцепной телескопический скрепер большой емкости. Основой для него послужил одноосный тягач на шинах с пониженным давлением. Ковш новинки имел объем 12 кубических метров. Скрепер передвигался с максимальной скоростью 25 км/ч. Благодаря постоянным усовершенствованиям уже через год объем ковша был увеличен до 23 кубических метров, скорость возросла до 34 км/ч, а тяговое усилие составило 170 кН.
В 1947 году был сделан следующий шаг в развитии скреперов. Конструкторы создали полуприцепной скрепер с электрическим приводом. Он весил 19 тонн, имел ковш объемом 20 кубических метров, работал с тягачом мощностью 225 лошадиных сил и мог ездить со скоростью 24 км/ч.
Самыми популярными брендами скреперов в России сегодня являются МоАЗ (модели МоАЗ-6014 и МоАЗ-60148), UMG (модель UMG ДЗ-98), Caterpillar (модель Caterpillar 621K), John Deere, Montefiori (модель J 20).